Домашняя страница areyacht • Электричество на яхте

Электричество на яхте

Электричество на яхте Большинство прогулочных яхт сильно зависит от своих энерге­тических систем.

Электричество используется, чтобы запустить мо­реходное и коммуникационное оборудование, осветительные и раз­влекательные системы и охлаждение.

Следовательно, есть необходи­мость производить и сохранять достаточную мощность, чтобы рабо­тало оборудование.

Хотя современные яхты стремятся разумно им пользоваться в большинстве условии, электрическое оборудование катера хорошего морского качества должно быть хороню установлено и эксплуатироваться, иначе оно может очень быстро прийти в негод­ность.

Если вы плаваете на маленькой яхте, вам следует целиком по­лагаться на ее электрическое оборудование. Там всегда должна быть резервная система, позволяющая яхте идти и управляться, а коман­де в случае отключения основной сохранять комфорт.

СИСТЕМА ПОСТОЯННОГО ТОКА

Почти на всех яхтах используют систему постоянного тока, так как только постоянный ток подходит для запуска судового двигателя. Некоторые яхты дополнительно оснащены системой переменного тока, которая может работать либо от кабеля, поданного с берега, либо от генератора на борту.

Электрическая сеть яхты должна иметь заземление для любого тока, который может накопиться в металлических частях. Все крупные металлические части яхты, такие, как топливный бак и устройства, должны быть соединены через шину (изолированный плетеный медный провод) с пластиной «земля» или с анодом, укрепленным на подводной части корпуса.

БАТАРЕИ

Обычно устанавливают батареи щелочного или кислотного типа напряжением 12 или 24 В. Если необходимо увеличить емкость батареи, подсоединяют дополнительный аккумулятор одним из способов, показанных на схемах. Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена, по возможности в специальной вентилируемой коробке, которая удерживает ее в стационарном положении даже при опрокидывании яхты и предотвращает утечку кислоты.

В коробке должны быть отверстия, выходящие за пределы яхты, для удаления скапливающегося водорода. Необходимо регулярно проверять уровень электролита и доливать дистиллированную воду. Существует два способа соединения батарей. В первом применяют 4-позиционный переключатель, который позволяет использовать батареи и раздельно, и вместе. Во втором применяют блокирующие диоды, позволяющие каждую батарею заряжать и использовать по отдельности.

 

УХОД ЗА БАТАРЕЯМИ

До тех пор, пока ваши батареи не будут необслуживаемого типа, они требуют частичной дозаправки дистиллированной водой, чтобы заменить электролит, который испаряется, когда батарея разряжается. Когда они заряжаются, выделяют водород, который легче воздуха, так что верх батарейного отсека надо хорошо вентилировать.

Гелевые батареи, в которых электролитом служит гель, лучше, чем жидкостные, не требуют ухода и не могут выливать кислоту электролита. Они полностью запаяны и не выделяют водород. Более дорогие, чем обычные аккумуляторные батареи, они дают очевидные преимущества для использования на борту. Некоторые виды могут выдерживать больше циклов заряд-разряд, чем обычные полностью разряжаемые батареи.

Все батареи должны быть зафиксированы внизу тщательно, чтобы они не могли болтаться. На случай удара обычные батареи должны быть приподняты в своем ящике, чтобы поймать любое проливание электролита. Если вы остав ляете яхту на некоторое время, удостоверьтесь, что батареи полностью заряжены, так как они со временем медленно разряжаются. Не оставляйте их полностью разряженными надолго, так как это укоротит их жизнь.

Электрическое напряжение батареи дает также показание его состояния зарядки. По теории 12V батарея выдает 13.2V, когда полностью заряжена, хотя на практике 12.9V самая высокая цифра, которую вы можете получить. Б 12.5V есть около 75% остающейся зарядки, а в 12.2V — 50% остатка зарядки. Когда напряжение падает до 11.8V, батарея имеет только 25% от оставшейся зарядки. Однако разрядка до этого уровня укоротит жизнь даже сильно разряжаемых батарей — идеально они должны заряжаться до падения напряжения ниже 12.2V.

Отбор оборудования

Чрезвычайно важно использовать качественный электрический механизм, который был разработан специально для установки на яхтах. Никакое другое оборудование не будет столь надежно или столь безопасно в морских условиях.

Чрезвычайно важно использовать качественный электрический механизм, который был разработан специально для установки на яхтах. Никакое другое оборудование не будет столь надежно или столь безопасно в морских условиях.

ТИПЫ БАТАРЕИ

Тяговая 2V батарея, здесь секции соединены последовательно, чтобы создать напряжение 12V. Такой комплект наиболее подходит для обеспечения внутренних потребностей потребителей энергии на борту и работает дольше, чем автомобильная аккумуляторная батарея

 

 

ЗАРЯДНАЯ СИСТЕМА

Наиболее распространенная зарядная система на борту маленькой яхты использует генератор, подвешенный на двигателе и приводимый в движение ремнем от маховика. Всякий раз, когда двигатель запускается, генератор подает мощность, контролируемую регулятором напряжения, батареям.

Недавно были изобретены так называемые смарт-регуляторы, которые намного эффективнее, чем простой тип, встроенный в большинство генераторов. Они распознают состояние батареи, ее температуру, структуру и напряжение, подаваемое генератором и автоматически уравнивают выход генератора, чтобы дать лучшую зарядку батареям. Использование смарт-регулятора значительно улучшает работу ваших батарей и уменьшает время подзарядки.

ЭЛЕКТРОПРОВОДКА

На борту яхты должна быть использована только морская электропроводка. Электрический кабель, прокладываемый на яхте — это хорошо изолированный, многожильный медный, луженый, скрученный провод, более гибкий и менее подверженный усталостным повреждениям, чем жесткий строительный.

Электрический кабель должен соответствовать определенным характеристикам по нагрузке. Путь, по которому прокладывают кабели от распределительного щита, должен быть спланирован так, чтобы провода были защищены от перетирания, воздействия тепла, воды и масла. Неплохо протянуть их через пластиковый канал (желоб). Основной и возвратный провода каждого прибора должны быть переплетены (перекручены) для предотвращения образования электромагнитных полей, которые могут повлиять на показания навигационных приборов,

Состояние электрической сети следует проверять в начале и в конце сезона. Возможны повреждения изоляции и коррозия в соединениях. Любые поврежденные части необходимо заменить.

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК БАНК БАТАРЕЙ?

При условии, что вы заряжаете батареи раз в день и не хотите разряжать их ниже 50% от полной мощности, банк батарей должен быть, по меньшей мере, двойного размера вашего предполагаемого дневного потребления. Используйте экономию, когда устанавливаете размер банка батарей и зарядной системы. Ухоженные батареи прослужат много сезонов, но те, что регулярно работают почти без перерывов, потому что они очень маленькие для перегрузки, могут сломаться в первые год или два.

Потребление тока новыми приборами

Перед подключением нового прибора постоянного тока необходимо убедиться, что он не вызовет перегрузки сети. Затем отключают батарею от сети и снимают крышку распределительного щита, под которой находятся две шины с подключенными к ним парами проводов от приборов. После этого основной и обратный провода нового прибора подсоединяют к свободным клеммам на щите, устанавливают на место крышку панели и скрепляют провода через равные промежутки.

 

 

ПРЕДМЕТЫ ОБЫЧНЫЙ ПОТРЕБЛЯЕМЫЙ ТОК
Якорная подсветка 1 ампер
внутренний свет 1 ампер
Трехцветный свет 2 ампера
Вахтенный/ эхолот 0,5 ампер
Глобальная система  навигации и определения <0,5 ампер
положения CPS  VHP <0,5 ампер
CD проигрыватель 1—5 ампер
Автопилот 4—0 ампер
Воздушный нагреватель  теплого воздуха 1—2 ампер
Холодильник 4 ампера

 

При подсоединении дополнительного отрезка кабеля надо использовать специальный клеммный зажим, а не переплетать концы, так как в условиях вибрации па яхте провода могут разъединиться и начать корродировать. Если потерян металлический наконечник, заменять его другим металлом не следует во избежание электрохимической коррозии. Никогда не крепите кабель металлическими скобками, так как они могут повредить изоляцию, используйте для этого пластиковые петли или скобы. Необходимо поддерживать чистоту и не допускать скопления грязи на концах проводов, особенно на тех, которые подсоединены к аккумуляторной батарее. При обнаружении признаков коррозии их следует соскрести металлической щеткой, а затем покрыть силиконовой смазкой или другим антикоррозийным материалом.

 

РАСШИРЕНИЕ СИСТЕМЫ

До тех пор, пока у вас не будет полного понимания действия электрической системы вашей яхты, вам нужно консультироваться с экспертом перед созданием модификаций или добавления нового оборудования.

Большинство проблем с электричеством на борту возникает потому, что система была плохо установлена, применялись материалы низкого качества или дополнительное оборудование было установлено без учета дополнительной нагрузки.

Некоторые новые яхты построены с электрической системой, которая может быть расширена без трудностей, но в других система может быть трудна для доступа и расширения.

Идеально, чтобы электрическая система яхты имела запасной прерыватель контактов на панели переключателей, чтобы разместить новое оборудование. Батарея и система зарядки должны допускать возможность оснащения дополнительным оборудованием.

Хорошим признаком того, что электрическая система новой яхты допускает расширение — наличие запасного прерывателя контактов на панели и свободное место в электрическом трубопроводе, чтобы тянуть через него новые провода. Эти детали позволяют легко установить дополнительное оборудование, тогда как их отсутствие может сделать ту же работу гораздо труднее и дороже.

 

УСТАНОВКА

Всегда выключайте батареи, собираясь разбираться в электрической системе. Если вы монтируете новое оборудование, которое берет высокий ток, продумайте, нужно ли вам увеличить мощность вашего банка батарей или зарядной системы. Также вы должны быть уверены, что используются электропроводка и клеммы подходящего размера для токовой нагрузки и имеются соответствующие прерыватели или плавкие предохранители в новой схеме.

Все оборудование должно быть подсоединено к положительной и отрицательной шинам на распределительном щите яхты с предохранителем или, предпочтительнее, прерывателем для каждого прибора. Электропроводка должна быть хорошо защищена и предпочтительно проводить ее через трубопровод. Будьте уверены, что сечение проводов достаточно, чтобы справиться с током, необходимым для оборудования и расстоянием, по которому ток должен быть доставлен.

Высокий ток и длинные расстояния требуют большого сечения проводки, чтобы избежать значительного падения напряжения между панелью и элементами оборудования. Использование провода слишком малого сечения уменьшит мощность и вызовет нагревание проводки, возможно, приведет к oплавке изоляции и опасности возникновения пожара.

Техническое обслуживание, замена и дополнение нового электрического оборудования будет легче, если у вас есть схема проводки линии питания 12V и 240V. Если ее нет, попросите электрика нарисовать ее для вас. Всегда модернизируйте схему, чтобы подключить новые приборы.

ЭНЕРГИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ

Если ваша яхта имеет много электрических приборов, будет полезно установить монитор такого типа, который измеряет общую нагрузку, поставляемую к батареям, и общую энергию, используемую системой яхты. Эти мониторы дают точное представление о том, сколько энергии осталось в батареях и когда нужно их заряжать в следующий раз.

КОНТРОЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Пока вы не живете на борту яхты в течение хотя бы недели, очень легко забыть беречь электроэнергию. В итоге вам придется использовать двигатель много часов, чтобы зарядить батареи. Ваше время, потраченное на путешествие, будет менее шумным, дешевле и проще, если вы насколько возможно ограничите использование электрооборудования. Пути, чтобы минимизировать потребление тока, включая замену обычных электролампочек на лампочки со светодиодом, которым нужна лишь часть энергии. Да и работают они намного дольше. Выключите оборудование, когда оно не нужно, откройте немного дверь холодильника и используйте только тогда ваши приборы и радар, когда они нужны для перехода. Также, в пути выключите напорное водоснабжение, чтобы сэкономить энергию и воду.

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЩИТ

Электрический распределительный щит обычно подвешивают у прокладочного стола (слева). Он обеспечивает контроль J2V и 240V электрической системы и позволит вам отследить потребление тока и состояние батарей. Самое лучшее если щит висит на петлях открыто (справа), чтобы был доступ к задней стороне для прокладки новой линии электропроводки.

СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Система переменного тока полностью отделена от бортовой системы постоянного тока, устанавливается и обслуживается должным образом во избежание потенциально смертельного электрошока. Если переменный ток нужен для работы маленьких приборов, когда яхта не подключена к береговой энергии, стоит применить инвертор, чтобы преобразовать постоянный ток в переменный. На малой яхте это удобно для питания приборов низкого тока, таких, как ноутбуки; приборы высокого тока, такие как фены и микроволновые печи, используют так много энергии, что они быстро разряжают все.

ИНВЕРТОР

Маленький инвертор может обеспечить мощностью переменного тока, преобразованием мощности постоянного тока, поставленного батареями. Современные инверторы эффективные и используются, когда есть необходимость в работе оборудования, которому нужна мощность перемени ого тока без установки генератора переменного тока.

 

Альтернативная энергия

Некоторые прогулочные яхты, особенно круизные, пользуются альтернативными видами энергообразования, Ветряные генераторы, солнечные панели и водяные генераторы — популярные средства выработки электричества без использования батарей. Они имеют свои преимущества и недостатки и использование зависит от того, где вы плаваете и как вы используете вашу яхту. Дополнительное преимущество этих источников энергии в не лимитируемой длительности подзарядки батарей. Имейте в виду, что когда работает двигатель, зарядка возможна только один или два часа в день.

СИЛА ВЕТРА И ВОДЫ

Многие прогулочные яхты используют ветряные генераторы, чтобы дать возможность батареям полностью зарядиться без использования двигателя. Ветряной генератор варьируется размерами и эффективностью. Маленькие генераторы дают маленькую энергию при самой большой силе ветра, но полезны для поддержания заряда батарей, когда яхта отстаивается у причала. В регионах с преобладанием ветра большие ветряные генераторы могут обеспечивать полную потребность яхты в энергии. Водяной генератор буксируется за яхтой, когда она на полном ходу. Они очень мощные, но немного тормозят яхту.

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

В последние годы солнечные панели неуклонно становятся дешевле и эффективнее, так что они, как средства обеспечения электроэнергией, все более и более популярны на прогулочных яхтах, особенно тех, что плавают в тропических районах с долгими солнечными днями.

Большие панели могут вырабатывать достаточно зарядного тока, хватающего, например, для питания холодильника в средиземноморском климате. Прогулочные круизные яхты иногда подвешивают панель на кронштейне так, чтобы они стояли под прямым углом к солнцу для выработки максимальной мощности.

ВЕТРЯНАЯ И СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

Ветряной генератор и солнечные панели размещены на ходовом мостике, где они освобождены от помех.

Автор:admin