Домашняя страница weather • Циклоны, штормы и ураганы

Циклоны, штормы и ураганы

Эти суровые явления природы на суше и на море имеют общее название «тропические штор­мы». Они возникают в облас­тях крайне низкого давления с резкими падениями показаний барометра и ветрами, скорость которых достигает 160 узлов (296 км/ч). Во время шторма морские волны могут сокру­шить большинство судов (даже большие океанские корабли), опустошить прибрежные воды и затопить огромные площади на суше.

Тропические штормы пред­ставляют собой гигантские воз­душные вихри, вращающиеся по часовой стрелке в Южном полушарии и против часовой стрелки — в Северном.

Циклон с особенно сильным ветром (более 20 м/с) называют штормом; если скорость ветра свыше 35 м/с, его называют ура­ганом. В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке тропические циклоны штормовой и ураганной силы называют тайфунами.

У маленьких судов, таких, как парусные яхты, нет шансов пережить штормы, даже большие торго­вые и военные корабли погиба­ли, застигнутые ими в необъят­ных просторах морей. К счас­тью, можно довольно надежно предсказывать их перемещения, что дает судну шанс уйти с пути урагана.

Обычно они возникают в тро­пических водах, к северу или югу от экватора, и движутся сна­чала в западном направлении, а потом отклоняются к югу и юго-востоку (в Южном полуша­рии) или к северу и северо-вос­току (в Северном полушарии). Штормы обычно образуются в период с августа по ноябрь в Северном полушарии и с дека­бря по март — в Южном, однако они возможны и в другое время.

Тропические штормы пред­ставляют чрезвычайную опас­ность для судоходства, поэтому за ними внимательно наблюда­ют с момента их зарождения. Сообщения по радио передают­ся заблаговременно, чтобы суда успели укрыться или, по край­ней мере, уйти с пути шторма.

Видимые признаки сообщают о приближении шторма заранее, хотя к моменту их появления может оказаться, что у медлен­ных судов недостаточно време­ни, чтобы уйти от опасности, если только они не находятся рядом с портом.

Самым надежным укрыти­ем для маленьких судов слу­жит закрытая бухта. Она, может быть, и не спасет яхту, но команда сможет добраться до берега. В море шансов спастись у команды и лодки очень мало.

Благодаря тому, что путь тро­пического шторма можно пред­сказывать, у судна, застигнутого им в море, есть шансы уйти в сторону.
Если яхта попадает в зону шторма, самым опасным местом для нее является внутрен­няя сторона изгиба линии дви­жения шторма.

Ее называют опасным полу­кругом, так как, независимо от предпринимаемых на борту действий, если шторм пойдет по предполагаемому пути, он перевернет яхту. В этом случае все шансы на спасение будут потеряны. Находясь в любом другом месте, судно сохраня­ет возможность направиться в сторону от ожидаемого направ­ления движения шторма и уйти от него.

(Опасный полукруг находится внутри изгиба линии пути шторма (на рисун­ке он закрашен). Тропический шторм обычно меняет направление с севе­ро-западного через запад на северо­восточное в Северном полушарии и с юго-западного через запад на юго-вос­точное в Южном полушарии.)

 

ПОГОДА И ЕЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Визуальные признаки при­ближения шторма:
• резкое падение стрелки барометра до чрезвычай­но низких значений;
• небо темнеет, приобретая зловещий вид;
• ветер начинает завывать;
• на море поднимается вол­нение;
• ветер начинает резко ме­нять направление.

А- на большой высоте ВОЗДУХ движется по спирали наружу, по часовой стрелке,
В — центр шторма,
С — из центра полосами распространя­ется ДОЖДЬ,
D — на уровне моря ветер дует по спи­рали к центру шторма (по часовой стрелке в Южном полушарии и про­тив часовой стрелки в Северном)

Автор:admin