Домашняя страница • Словарь яхтенных терминов

Словарь яхтенных терминов

Ахтерштаг — штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Бакштаг — курс судна относительно ветра, между галф­виндом и фордевиндом.

Бегучий такелаж — подвижный: шкоты и фалы, контро­лирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.

Береговой — 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Ванты — тросы, поддерживающие мачту.

Вести прокладку — отмечать местоположение лодки на карте.

Взять паруса на гитовы за середину — идти при попутном ветре с парусами на гиках, направленных в разные стороны (передний парус в одну сторону, грот — в другую).

Водоизмещение — вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Вперед — в сторону носа судна.

Вымпелы — полоски ткани, пришитые к парусу с обеих сторон, указывают воздушные потоки; используются для точной настройки парусов.

Галсовый угол (паруса) — нижний передний угол паруса.

Галфвинд — курс судна относительно ветра, при кото­ром угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Генуэзский парус — большой передний парус, простира­ющийся далеко за грот-мачту.

Гик — элемент рангоута. К нему обычно крепится ниж­няя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот — главный парус на судне, при продольной оснас­тке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Держащий грунт — грунт, за который может зацепиться якорь.

Дрейф корабля в подветренную сторону — происходящий под действием ветра.

Задняя шкаторина — задняя кромка косого паруса.

Истинный ветер — скорость и направление ветра, опре­деляемые без учета движения судна.

Кокпит — площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Корма — задняя часть судна.

Кормовой релинг — перила в кормовой части лодки.

Корпус — основная часть лодки, то есть днище и борта.

Краспица — парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крениться — наклоняться (о судне).

Крутой бейдевинд — курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс — направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Курс яхты относительно ветра — термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попут­ном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.

Лавировка — движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лаг — прибор для измерения скорости лодки и прой­денного расстояния.

Лебедка — приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик — зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт — левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Левый галс — яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Леерная стойка — опора для лееров и страховочного троса.

Лечь в дрейф — фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.

Лоция — пособие по навигации.

Мачта — вертикальный элемент рангоута для установ­ки парусов.

Меридиан — воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.

Местоположение — местонахождение судна, опреде­ленное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.

Мидель — максимальная ширина судна.

Монотип — лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Морская миля — единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Наблюдаемое местоположение — координаты, получен­ные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.

Наветренная сторона — сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина — нижняя кромка паруса.

Нирал — трос, оттягивающий парус вниз.

Нос — передняя часть судна.

Носовой релинг — перила в носовой части лодки.

Нуль глубин (на карте) — уровень воды при самом низ­ком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.

Обстенивать (парус) — выпустить парус или закрепить шкоты так, чтобы он мог поймать ветер с другой стороны.

Оверштаг — поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Оснастка — мачта, рангоут и паруса.

Отливное течение — поток воды, понижающий ее уровень

Относительный (вымпельный) ветер — направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направ­ления и скорости судна.

Оттяжка — трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика — препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

Пеленг — местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передний парус — треугольный парус, установленный впереди мачты.

Передняя шкаторина — основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон — направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона — защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Правый борт — правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс — лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Прибрежный — находящийся на небольшом расстоя­нии от берега.

Приводить к ветру — идти курсом, близким к направ­лению ветра.

Приливное течение — поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.

Против ветра — нос судна направлен прямо навстречу ветру.

Рангоут — общее название мачт, гиков, реев и т. п.

Рифить — уменьшать размер (площадь) паруса.

Румпель — рычаг у руля для управления им.

Руль — подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рыскать — сворачивать в сторону от курса (под воз­действием внешних сил). Лодка резко поворачива­ет, может накрениться под опасным углом.

Свертывать — свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.

Сделать галс — повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.

Спинакер — большой легкий передний парус, использу­ется при попутном ветре.

Стаксель — треугольный парус, крепится к форштагу.

Стояние (уровня) прилива — короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.

Стоячий такелаж — неподвижный: ванты и штаги, под­держивающие мачту.

Страховочный трос — трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безо­пасного движения по палубе.

Сходный трап — главный вход во внутренние помеще­ния, обычно через люк, ведущий к лестнице.

Счисление пути — ведение записей о взятом курсе, вет­ровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местополо­жения.

Травить — постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

Уваливать под ветер — изменять курс в сторону от ветра.

Узел — единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час. Фал — трос для поднятия парусов.

Фордевинд — 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересе­кает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Шверт — доска, расположенная в щели, проходя­щей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкот — трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) — нижний задний угол косо­го паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Шпринг — швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.

Штаги — тросы, прикрепленные к мачте для ее под­держки.

Якорная цепь — цепь для крепления якоря.

Якорный трос — используется для швартовки или креп­ления судна.

В

Автор:admin